Учебный план основной общеобразовательной программы МБДОУ на 2023 -2024 уч.год

Учебный план основной общеобразовательной программы МБДОУ №33 « Аленушка»

на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план МБДОУ – детского сада № 33 разработан на основе:
1. Законом РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17»
октября 2013 г. № 1155)
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.09.2021 №28, вступившие в
силу с 1 января 2021 г. и действующие до 2027 г.; СП 1.2.3685-21.
и в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН (2-3
лет – 1 час = 8-10 минут, 3-4 лет – 1 час = до 15 минут, 4-5 лет – 1 час = до 20 минут, 5-6 лет – 1 час
=до 25 минут, 6-7 лет – 1 час = до 30 минут).
4. Приказом министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 Москва «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам ДО».
5. Уставом МБДОУ №33
6. Образовательной программой МБДОУ №33
Учебный план МБДОУ- детского сада №33 является нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение
организованной образовательной деятельности.
В структуру учебного плана ДОУ входят: инвариантная часть, которая реализует федеральный
компонент и вариативная, которая учитывает особенности дошкольной образовательной организации.
Инвариантная и вариативная части реализуются во взаимодействии друг с другом. Образовательный
процесс организуется в соответствии с ФОП ДО. Данная программа учитывает все принципы
подготовки детей к школьному обучению. Программа позволяет решать в соответствии с возрастными
психологическими особенностями детей три основные задачи: сохранить здоровье детей; создать
условия для их своевременного и полноценного развития; обеспечить каждому ребенку возможность
радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Реализация федерального компонента осуществляется во всех возрастных группах по разделам:
1) предложенными авторами пилотного проекта основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой с детьми от 2 года до 7 лет (общий объем составляет 60%);
2) авторами программ и методик, по которым ведется образовательное обучение и воспитание в
рамках автономии, с детьми от 2 до 7 лет (общий объем составляет 40%).
Учебный год начинается с 4 сентября и заканчивается 31 мая.
В середине учебного года с 30 декабря по 8 января, а также с 01 июня по 31 августа для детей
организуются каникулы, во время которых образовательная деятельность организуется только в
процессе режимных моментов. В этот период для детей предусмотрены спортивные и подвижные
игры, спортивные праздники, экскурсии, увеличение продолжительности прогулок.
Образовательную деятельность, требующую познавательной активности и умственного напряжения
детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник,
среда, четверг). Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия
и т.д.
Объем образовательной нагрузки для детей от 1,5 до 3 лет не превышает 10 мин. Образовательную
деятельность может осуществляться в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается
осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Продолжительность образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для
детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей
от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и
средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45
минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную
деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во
второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в
день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся
физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления
детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
В соответствии с ФГОС организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации различных видов детской деятельности, осуществляется по следующим образовательным
областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребенка
с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей
и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В основу социально-коммуникативного развития входит – социализация, нравственное,
патриотическое, трудовое воспитание, формирование основ безопасности.
Формы работы по социализации ребенка - это ООД, куда включены дидактические и сюжетные игры,
эксперименты, моделирование ситуаций. Формирование патриотических чувств и гражданской
принадлежности обеспечивается программой «Приобщение к истокам русской народной культуры»
О.А. Князевой и методическими пособиями: «Российская символика» Е.К. Ривиной, «Маленькие
Россияне» под ред. Т.И. Оверчук. Учитывая целевые ориентиры национальной доктрины о
воспитании гражданственности и чувств патриотизма, используются различные формы работы с
детьми по ознакомлению с родным краем, городом, его боевой и трудовой славой. Правовое
воспитание проводится на основе методического пособия «Ознакомление старших дошкольников с
конвенцией о правах ребенка» Н.С. Галициной, Л.Г. Огневой.
Формирование основ безопасности. Основная цель - формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания осуществляется на основе
методические пособия «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белой, «Три
сигнала светофора» Т.Ф. Саулиной, «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по «Правилам
и безопасности дорожного движения»» О.А. Скоролуповой, « Безопасность» Н.Н.Авдеевой,
« Формирование культуры безопасного поведения» Н.В.Коломеец. ООД осуществляется еженедельно,
через организацию познавательной деятельности (5-10 мин), упражнения на макетах, игру.
Трудовое воспитание. Работа педагогов строится на достижении цели по формированию
положительного отношения к труду, воспитание ценностное отношение к собственному труду и
труду других людей, их результатов и формирование первичные представления о труде взрослых, их
роли в жизни общества. Содержание строится на основе методического пособия «Нравственнотрудовое воспитание в детском саду» и «Трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцаковой и

происходит через организацию различных видов трудовой деятельности в течение всего времени
пребывания ребенка в детском саду и при организованной образовательной деятельности по
познавательному развитию.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения т и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других
людях, объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме. Темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях
и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Поставленные цели решаются через ряд определенных задач: развитие познавательноисследовательской деятельности; приобщение к социокультурным ценностям; формирование
элементарных математических представлений; ознакомление с миром природы.
Для реализации данной области, осуществляемую в процессе организации различных видов
деятельности, используются следующие методические пособия: Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы
«Проектная деятельность дошкольников», Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова «Познавательноисследовательская деятельность дошкольника», Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой «Организация
опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», И.А. Помораева, В.А. Позина
«Формирование элементарных математических представлений», Арапова-Пискарева Н.А.
«Формирование элементарных математических представлений», О.Б. Дыбина «Занятия по
ознакомлению с окружающим миром», «Предметный мир, как источник познания социальной
действительности», программа «Юный эколог» С.Н. Николаева, методическое пособие О.А.
Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Для детей первой младшей группы
задача развития познавательно-исследовательской деятельности решается на занятиях по
формированию у детей элементарных математических представлений и на занятиях ознакомления с
окружающим, а также в ходе режимных моментов.
- Речевое развитие заключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря, развития связной речи, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культурой
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной детской культурой; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основными целями и задачами в данной области являются: развитие речи детей дошкольного возраста
(ООД) и ознакомление с художественной литературой (в режимных моментах).
В МБДОУ -детском саду № 33 развитие речи и коммуникативных навыков ребят осуществляется во
всех организационных формах. В совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной
детской деятельности при общении друг с другом на основе рекомендаций авторов программы «От
рождения до школы», но кроме этого используется программы В.В. Гербовой «Занятия по развитию
речи», О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду»», «Приобщение
детей к художественной литературе» В.В. Гербовой. Чтение художественной литературы происходит
ежедневно в течение дня либо как часть ООД в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов. Что обеспечивает целостность восприятия окружающего мира и формирует
свободное общение со сверстниками и взрослыми.
- Художественно-эстетическое развитие направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
К художественно-эстетическому развитию относят: приобщение детей к искусству, изобразительная
деятельность, конструктивно – модельная и музыкально – художественная деятельность. Реализация

происходит на основе основной программы и методических пособий «Изобразительная деятельность в
детском саду», «Детское художественное творчество» Т.С. Комаровой, « Рисование с детьми
дошкольного возраста» Р.Г.Казаковой. Дополнительно педагогами детского сада используется
пособие Д.Н. Колдиной «Рисование», «Лепка», «Аппликация»; «Изобразительная деятельность в
детском саду» И.А. Лыковой, «Занятия по изобразительной деятельности» Г.С.Швайко, где для
повышения интереса детей к рисованию и аппликации включены – нетрадиционная техника рисования
и разнообразное художественное слово; Музыкальное воспитание строится на основе методических
пособий «Музыкальное воспитание в детском саду», «Народные праздники в детском саду» М.Б.
Зацепиной, программы «Музыкальное воспитание детей» О.П. Радыновой. Программа предполагает
приобщать детей к музыкальной культуре, через все виды музыкального творчества (вокал,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, сценическая
деятельность, слушание), а также осуществлять «ранние социальные пробы» в области развития
специальных способностей. Программы преемственны по содержанию, имеют общую
технологическую основу (через использование «образовательных доминант» и системы творческих
заданий). Главная их цель – развитие эмоциональной чувственной сферы дошкольника. Музыкальный
репертуар полностью представлен в хрестоматии и частично на аудиокассетах, дисках. Освоение
образовательной задачи «Музыка» происходит два раза в неделю и в организованной образовательной
деятельности с взрослыми, а также в самостоятельной детской деятельности. Конструктивномодельная деятельность для детей с 2 до 5 лет организуется в ходе режимных моментов, а для детей 57 лет в организованной образовательной деятельности.
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений. Направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма. На развитие равновесия, координацию движения крупной и
мелкой моторики обеих рук. На правильные, не наносящих ущерба организму, выполнением
основных движений - ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны. На формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами,
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В основе физического развития ребенка происходит формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни и физическая культура.
Задача «Физическая культура» базируется на методическом пособии Л.И. Пензулаевой в рамках
учебно-методического комплекта к программе дошкольного образования «От рождения до школы»
Н.Е. Вераксы. Система формирования физической культуры основывается на организации
двигательной активности в течение дня.
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» направлено на охрану здоровья
детей и формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни. Работа ведется с помощью
методических пособий «Формирование представлений о здоровом образе жизни» И.М. Новиковой,
«Оздоровительная гимнастика детей 3-7 лет» Л.И. Пензулаевой и программы по оздоровлению детей в
детском саду «Здоровый малыш» З.И. Бересневой. Реализация работы происходит в ООД и в процессе
организации занятий физической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели педагогами решаются следующие задачи:
Учебный план МБДОУ- детского сада №33 является средством реализации базовых стратегических
ориентиров образовательного учреждения; координирует содержание образования и планирования
предметного наполнения; учитывает нагрузку детей; обеспечивает преемственность в обучении и
воспитании; служит основанием для планирования соответствующего ему научно-методического
обеспечения воспитательно-образовательного процесса для разработки учебных рабочих программ.
Основная цель содержания работы по учебному плану – физическое, интеллектуальное,
художественное и творческое развитие дошкольника в условиях интеграции воспитательнообразовательного процесса в организованной образовательной, поисково-исследовательской,
повседневной, самостоятельной и творческой, игровой деятельности.

Учебный план образовательной деятельности МБДОУ №33 « Аленушка» 2022-2023уч. год
1.

1.1

1.2

Базовый вид
деятельности

Первая
младшая
группа

Вторая
младшая
группа

Средняя
группа

Старшая
группа

1. Обязательная часть (федеральный компонент )
1,5
3
3
3

Познавательное
развитие
Ознакомление с миром
природы
Ознакомление с
социальным и
предметным миром

Конструирование/робото
техника
ФЭМП
Речевое развитие
Развитие речи

Подготовительная группа

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

2
1

1
1
1

1
1
1

1
2
2

2
2
2

4

5

5

1
1

2
1

2
1

2

2

2

3
2

3
2

3
2

1

1

1

10

13

14

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

1
11
20мин
4часа
ежедневно

1
14
25мин
6ч15мин
ежедневно

1
15
28мин
8ч30мин
ежедневно

1 раз в
неделю
1 раз в
неделю

1 раз в
неделю
1 раз в
неделю

1 раз в неделю

Чтение художественной 1
литературы
1.3
Художественно3,5
4
эстетическое развитие
Изобразительная
деятельность:
Рисование
1
1
Лепка
0,5
Лепка /Аппликация
1
/Ручной труд
(чередуются)
Музыкально2
2
художественная
деятельность
1.4
Физическое развитие
3
3
Физическая культура в
2
2
помещении
Физическая культура на 1
1
воздухе
ИТОГО:
10
10
2. Вариативная часть (региональный компонент)
2.1.
Региональный компонент
0,5
2.2.
«Патриотическое
0,5
воспитание в д/с »
ИТОГО:
1
ВСЕГО:
10
11
Длительность занятия 10мин
15 мин
Недельная нагрузка
1,5часа
2ч45мин
Чтение художественной ежедневно ежедневно
литературы
Конструктивно1 раз в
1 раз в
модельная деятельность неделю
неделю
Познавательно1 раз в
1 раз в
исследовательская
неделю
неделю
деятельность

1 раз в неделю

Игровая деятельность
ежедневно
Общение при проведении ежедневно
режимных моментов
Дежурства
ежедневно
Прогулки
ежедневно
Самостоятельная игра
ежедневно
Самостоятельная
ежедневно
деятельность в центрах
(уголках) развития
Утренняя гимнастика
ежедневно
Комплексы
ежедневно
закаливающих процедур
Гигиенические
ежедневно
процедуры

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».