Приложение
к приказу от 01.09.2025 № 23/12
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Региональная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций
дошкольного уровня образования, отмеченных в Федеральной образовательной
программе дошкольного образования. (утверждена приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028):
1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного
на приобщение детей к традиционным духовно нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Региональная Программа «Осетия – мой край родной!» разработана в соответствии
с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО),
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий.
1.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Основная цель реализации этнокультурного компонента — заложить нравственные
основы, которые помогут детям стать более устойчивыми к негативному влиянию, создать
условия, при которых будет формироваться любовь к родному дому, к истории родного
края, уважение к труду родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Цель региональной Программы достигается через решение следующих задач:
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям осетинского народа: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство многонационального народа республики;
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования
и планируемых результатов освоения региональной программы
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах дошкольного образования,
установленных ФГОС ДО:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного
возраста), обогащение детского развития;
- приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
-учет этнокультурной ситуации развития детей;
-поддержка национальной культуры;
-создание языковой среды;
-принцип культурной ценности.
- принцип историко-культурной направленности, предполагающий необходимость
изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, развитие целостного
поликультурного мировоззрения.
- вариативность.
В процессе работы решаются задачи нравственно-патриотического воспитания
дошкольников:
- формирование любви к родной республике и интерес к его прошлому и настоящему;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, району, стране;
-воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всѐ, что
происходит в республике, сопричастности к этому;
-развитие бережного отношения к родной природе;
-формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном
окружении и отражать это в своей деятельности.
Педагоги придерживаются следующих принципов:
- принцип системности реализуется в поэтапном познании социума ребенком за счет
рассмотрения его с новых позиций на каждом этапе изучения;
- принцип природосообразности позволяет учитывать возрастные особенности
дошкольников младшего, среднего и старшего возрастов;
- принцип историзма позволяет сохранить хронологический порядок описания явлений
и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши
дни);
- принцип гуманизации позволяет педагогу встать на позицию ребенка, а также
ориентироваться на общечеловеческие понятия;
- принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия реализуется через игру, предметную
деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные
ребенку-дошкольнику, и создает условия для активного взаимодействия детей с
окружающим миром;
- принцип дифференциации нашел свое отражение в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей
эмоционально-познавательной сферы и др.;
- принцип постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно значимого, к
менее близкому – культурно-историческим фактам;
- принцип интегративности выступает фактором целостного развития ребенка, создания
его эмоционального благополучия в детском саду. Создает условия для первых
творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве
с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.;
в естественном включении материала в базовые программы дошкольного образования;
- принцип преемственности определяет содержание краеведческого материала в
условиях непрерывного образования (т. е. в связи с начальной школой).
1.4. Планируемы результаты реализации региональной программы.
Целевые ориентиры.
В дошкольном периоде закладываются предпосылки гражданских качеств,
формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и
пониманию других людей. В условиях дошкольной образовательной организации идет
естественное погружение дошкольника в истоки региональной культуры, появляется
потребность в познании окружающего мира, общего жизненного пространства,
происходит усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей,
конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных
особенностей социальной среды.
Через ознакомление с родной природой, культурным наследием и социальным
окружением дошкольник начинает осознавать свою принадлежность к своей семье, дому,
малой Родине, усваивает при этом общечеловеческие и национальные ценности в
духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В соответствии с ФГОС специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений. Планируемые результаты освоения
программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений
ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах к завершению и имеют
условный характер.
К трем годам ребенок:
- стремится к общению с взрослыми, реагирует на их настроение, владеет активной
речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и
более, включенные в общение;
-может обращаться с вопросами и просьбами; ребенок проявляет интерес к стихам,
сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
- рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них, знает
свое имя, имена близких людей, демонстрирует первоначальные представления о родном
городе (селе);
- имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и
их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с
природой, наблюдает за явлениями природы;
- с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения, ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства и осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки и играть с ними,
рисует, лепит;
- активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе.
К четырем годам ребенок: проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя,
говорит о себе в первом лице, откликается эмоционально на ярко выраженное состояние
близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в
отношении других детей, демонстрирует стремление к положительным поступкам;
- произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и
сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за
педагогом рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные
произведения, использует речевые формы вежливого общения, понимает содержание
литературных произведений и участвует в их драматизации, запоминает небольшие
потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
- демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает
обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные
предложения, проявляет речевую активность в общении со сверстником, совместно со
взрослым пересказывает знакомые сказки, стихи;
- проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям, знает об объектах ближайшего
окружения: о родном городе, его названии, достопримечательностях и традициях;
- имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего
окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и
характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в
жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится
ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и
растениях;
- способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую
композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины
и теста, видоизменять их и украшать, с интересом вслушивается в музыку, запоминает и
узнает знакомые произведения, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из
знакомых сказок, рассказов.
К пяти годам ребенок: проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
настойчивость для достижения результата, с желанием играет в подвижные игры, ребенок
выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, стремится к познавательному,
интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера,
замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру
педагога проявляет сочувствие;
- без напоминания взрослого здоровается и прощается, проявляет познавательный интерес
к труду взрослых, профессиям, технике, отражает эти представления в играх, стремится к
выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми
или сверстниками;
- инициативен в разговоре, речевые контакты становятся более длительными и
активными, самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью
взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
- проявляет словотворчество, интерес к родному языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст, ребенок способен рассказать о предмете, его
назначении и особенностях, о том, как он был создан; охотно сотрудничает с взрослыми,
задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность
экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки
сделать логические выводы, с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях,
достижениях, семье, семейном быте, традициях, участвует в мероприятиях и праздниках,
готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии города,
улицы, некоторых памятных местах;
- имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их
особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни
природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно
относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
- проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на
отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, проявляет себя в
разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, с желанием
участвует в праздниках, развлечениях и др.
К шести годам ребенок: демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной
активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим
прогулкам, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного
отдыха, проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе
ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
- настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со
взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям,
при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и
правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к
родителям, демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО,
откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные
представления;
- проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий,
бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится
участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании,
участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
- проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок,
рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует
богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями,
самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к
произведениям определенной тематики и жанра;
-испытывает к событиям, находящимся за рамками личного опыта, представления о
социальном, предметном и природном мире, проявляет познавательный интерес к городу
(селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях,
событиях городской и сельской жизни, знает название своей страны, ее государственные
символы;
- имеет представление о живой природе своего региона, может классифицировать объекты
по разным признакам, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями
и животными, бережно относится к ним;
- проявляет интерес и с желанием занимается музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельностью, различает виды, жанры, формы в музыке,
изобразительном и театральном искусстве, проявляет музыкальные и художественнотворческие способности, принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке, взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
(к концу дошкольного возраста) ребенок: проявляет духовно-нравственные качества и
основы патриотизма в ходе занятия спортом и ознакомлением с достижениями осетинских
спортсменов, соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
способен понимать и учитывать интересы чувства других, договариваться, и дружить,
разрешать возникшие конфликты;
- проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и
самому себе, способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию,
способен принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях, обществе, его
национально-культурных ценностях, государстве и принадлежности к нему, имеет
представление о жизни людей в своей республике, имеет некоторые представления о
важных исторических событиях Отечества;
- способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусств, имеет
предпочтение в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности,
выражает интерес к культурным традициям своего народа в процессе знакомства с
различными видами и жанрами искусства, обладает начальными знаниями об искусстве,
способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели,
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности.
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение
деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных
особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком
образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику
развития ребенка.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Фиксация данных наблюдения
позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на
определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность
с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей. Результаты
наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет
выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта
развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели
возрастного развития ребенка и критерии их оценивания.
Например:
- 0 балла – ребенок не выполняет задание с помощью взрослого;
-1балл — недостаточный уровень - ребенок с помощью взрослого выполняет
некоторые параметры оценки;
-2балла — близкий к достаточному - ребенок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого;
- 3балла — достаточный - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Нормативными вариантами развития на конец года можно считать параметры
развития от 2,3 до 3х - высокий балл;
-параметры в интервале средних значений от 1,6 до 2,2 средний балл, определяют
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.
-среднее значение от 0 до 1,5 баллов низкий уровень, будут свидетельствовать о
выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости
корректировки педагогического процесса в группе по данной образовательной области.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействия с детьми, организует РППС,
мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляя
индивидуальные образовательные маршруты освоения программы, осознано и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Критерии оценки усвоения содержания программы по этнокультурному воспитанию
детей высокого уровня
Младшая группа (3-4года)
1. Может использовать в активной речи потешки, образные выражения, пословицы и
поговорки. Знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного
искусства.
2. Принимает участие в народных праздниках, эмоционально откликается на них. Активно
включается в народные игры и хороводы.
3. Узнает народную музыку, песни и эмоционально на нее откликается.
4. Определяет и различает элементы народного костюма.
5. Различает народную игрушку:
6. Различает домашних и диких животных.
7. Определяет характерные особенности времен года.
8. Различает овощи и фрукты.
Средняя группа (4-5 лет)
1. Знает и использует в активной речи потешки, загадки, считалки, образные выражения,
пословицы и поговорки. Знает сказочных героев, узнает их в произведениях
изобразительного искусства.
2. Принимает активное участие в народных праздниках, эмоционально откликается на
них. Активно включается в народные игры и хороводы.
3. Узнает народную музыку, песни и эмоционально на нее откликается.
4. Различает элементы народного костюма.
5.Узнает народную игрушку:
6. Отличает диких и домашних животных и их детенышей.
7. Называет сезонные изменения в природе.
Старшая группа (5-6 лет)
1. Использует в активной речи потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные
выражения, пословицы и поговорки.
2. Нартский эпос и сказочных героев, определяет в произведениях изобразительного
искусства.
3. Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках, играет в
подвижные и хороводные народные игры.
4. Различает мужской и женский народный костюм.
5. Имеет представление о народных промыслах и использует в своих работах.
6. Имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, изготовлении самодельных
игрушек из соломки, глины, тряпичных кукол.
Критерии оценки усвоения содержания программы воспитанниками
подготовительной к школе группы (6-7 лет) Высокий уровень
1. Использует в активной речи народный фольклор.
2.Различает народные приметы, соотносить увиденное в природе с народными приметами
и делать соответственные умозаключения.
3. Нартских и сказочных героев узнает в произведениях изобразительного искусства.
4. Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает названия
праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
5. Играет в подвижные и хороводные народные игры.
6. Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих
работах.
7. интересует история осетинского народного костюма, различает головные уборы:
женские и мужские.
8. Имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, изготовлении самодельных
игрушек из глины, соломки, тряпичных кукол.
9.Отличает архитектурные сооружения старинные от современных построек.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Определяет название Республики, населенного пункта в котором живет
- определяет названия рек, протекающих в Осетии;
- различает кто такие осетины;
- определяет уклад жизни осетин;
- определяет героев Республики;
- различает праздники народного календаря;
- знает потешки и поговорки;
- определяет песенный фольклор;
- определяет народные музыкальные инструменты;
- определяет игры народные;
- знает пословицы и сказки;
- определяет народные промыслы;
- определяет осетинских писателей, поэтов и их произведения;
- определяет художников Осетии и их произведения;
- определяет композиторов Осетии и их произведения;
- различает памятники и композиции родного города;
- различает растительный мир Осетии;
- определяет животный мир Осетии.
Формы и методы изучения воспитательно – образовательного процесса:
- наблюдение и опрос;
- педагогическое диагностирование;
- анкетирование и тестирование;
- изучение продуктов детского творчества;
- экспертная оценка.
С целью воздействия этнокультурного образования детей дошкольного
возраста на процесс их духовно- нравственного развития, необходимо
осуществлять мониторинг в трех направлениях:
-этнокультурное развитие детей;
-этнокультурное образование родителей;
-этнокультурная компетентность педагогов
Система мониторинга
1. Анкетирование педагогов и родителей.
2. Диагностика уровня освоения материала.
3. Мониторинговые исследования каждого направления работы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Региональная программа реализуется через взаимодействие пяти
образовательных областей:
Физическое развитие:
- национальные осетинские игры;
- познавательные беседы о значении трав растений Осетии для здоровья;
- осетинская кухня и полезные продукты.
Социально-коммуникативное развитие
- знакомство с укладом жизни осетин;
- знакомство с осетинскими традициями, обычаями;
- познавательные беседы о труде осетин, орудиях труда.
Речевое развитие:
- знакомство с творчеством осетинских писателей, поэтов
- знакомство с нартским эпосом, сказками, легендами
- знакомство с устным народным творчеством.
Познавательное развитие:
- знакомство с историей родного края, его символикой, легендарными личностями
- знакомство с историей Владикавказа, ее достопримечательностями
- знакомство с природой и животным миром Осетии.
Художественно-эстетическое развитие:
- знакомство с творчеством осетинских художников и композиторов
- знакомство с памятниками архитектуры
- знакомство с народными мастерами
- знакомство с музыкальным фольклором и старинными музыкальными инструментами
- знакомство с традиционными праздниками.
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями
по программе этнокультурного воспитания
Комплексный целенаправленный и последовательный подход к образованию и
воспитанию дошкольника, начиная с самого раннего дошкольного возраста, проходя через
все образовательные ступени, постепенно усложняясь по глубине и содержанию,
формируется и образовывается личность ребенка, как гражданина своей страны. С
учетом возрастных особенностей дошкольника, первой задачей является воспитание
гордости за родной народ, ценностное отношения к родному языку, традициям и обычаям,
привитие чувства сопереживания и ощущения себя частью окружающего мира. В
занятиях по всем видам деятельности необходимо воспитывать уважение к старшим,
родственникам, окружающим людям, родителям, через знакомство с народными сказками,
поговорками, загадками и литературными произведениями осетинских авторов.
Соблюдая важный принцип отбора сведений, использовать, прежде всего, близкий и
доступный материал, что соответствует наглядно-действенному и наглядно–образному
мышлению дошкольника. В современной педагогической практике активно происходит
переход от информационно–объяснительной технологии обучения к деятельностно–
развивающей. При этом особую важность приобретают способы усвоения информации,
развитие познавательных возможностей детей, включение дошкольника во
взаимодействие со взрослым без принуждения, так как только то, что сделано и пережито
самим ребенком, становиться основой его культуры и опыта. Выстраивать свою работу
так, чтобы дошкольник осваивал национальную культуру деятельно - созидательно,
творчески погружаясь в нее. На занятиях использовать «педагогику сотрудничества»
уводить детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию
творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Учитывать природно–климатические и культурно–исторические особенности региона,
историческую последовательность обобщающих факторов, переход от родной культуры к
другим культурам, от родного порога к другим. Возможность перехода информационного
содержания занятия в практическую деятельность позволяет через привитие любви к
членам семьи, к детскому саду, к городу формировать уважительное отношение и любовь
к родному краю и стране.
Обучение осетинскому языку как неродному в системе дошкольного воспитания
обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать
психофизиологические особенности ребѐнка дошкольного возраста, свидетельствующие о
быстром усвоении второго языка в данном возрасте. Раннее обучение языкам играет
положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребѐнка, но и
даѐт возможность приобщения детей к национальному языку и культуре с целью
воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.
Необходимо способствовать тому, чтобы дети могли говорить на родном языке в семье,
в обществе, и не просто говорить, а любоваться родным языком. Одним из путей
сохранения национальных языков и культур является раннее языковое образование
Внимание к осетинскому языку как к главному элементу национальной культуры
органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда
усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей
действительностью, а также язык устного народного творчества.
В результате многочисленных научных исследований было определено, что начинать
обучение языку нужно как можно раньше, поскольку именно в детстве, когда язык учится
не с самоцелью, а в качестве средства постижения мира, этот путь изучения оказывается
наиболее естественным.
Дети, приступившие к изучению языков в раннем возрасте, не только не отстают от своих
ровесников, но чаще всего опережают их по многим показателям развития. Обнаружено
и аргументировано, доказано, что память у них развита лучше. Такой ребенок обычно
размышляет более логично, чем его одноязычный сверстник, и оказывается
сообразительнее, почти всегда заостряет внимание на лингвистических явлениях, ему
легко даются математика и гуманитарные науки.
2.3. Задачи реализации Программы
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса Региональной
программы разработано в соответствии с возрастными особенностями детей с учетом
интеграции образовательных областей и рекомендации Федеральной образовательной
программы дошкольного образования: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие» При реализации задач и содержания региональной программы
обеспечивается интеграция воспитания и обучения в единном образовательном
пространстве. Задачи воспитания направленны на приобщение детей к ценностям
Российского народа.
Образовательная среда дошкольной образовательной организации состоит из
следующих компонентов:
1. Предметный компонент: все предметы, которые окружают ребенка, наделенные
смыслом, рекализующие определенную задачу, направленную на развитие ребенка
в соответствии с возрастом.
2. Социальный компонент: сверстники, педагоги, окружающие ребенка.
3. Психолого-педагогический компонент: содержание образования, педагогические
технологии, результаты освоения образовательной программы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Решение задач воспитания на приобщение детей к ценностям: «Родина», «Природа»,
«Семья», «Человек», «Жизнь», «Добро», «Милосердие», «Дружба», «Сотрудничество»,
«Труд».
Ранний возраст (2-3 года)
- Развивать игровой опыт ребенка, помогая отражать детям в игре представления об
окружающем;
-формировать первичные представления ребенка о себе, о родителях и близких членах своей
семьи.
младшая группа (3-4года)
Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляется доброе
отношение и забота о членах семьи, близком окружении;
- формирование основ гражданственности и патриотизма: обогащать
представления детей об Осетии и поддерживать их отражения в различных
видах деятельности;
-развивать интерес к труду взрослых в детском саду и семье, формировать представление
о конкретных видах хозяйственно - бытового труда.
Средняя группа - (4-5 лет)
Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности к своей семье, уважение
к родителям, педагогам и окружающим людям;
-воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным
датам;
-воспитывать гордость за достижения земляков в области спорта, науки, искусства и
других областях;
-развивать интерес детей к основным достопримечательностям населенного пункта, в
котором они живут;
-воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
-развивать желание включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и в семье.
Старшая группа (5-6 лет)
Обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных
ситуациях в семье, детском саду, в общественных местах;
-воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям всех
национальностей, проживающих на территории республики, их культурному наследию;
-знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями
празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев
Отечества, достижения республики;
-поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю эмоциональный
отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях
искусства, явлениях природы;
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета,
правил поведения в общественных местах;
-воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношения к
Родине, к представителям разных национальностей;
-расширять представление детей о национальных праздниках и поддерживать интерес к
событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости к событиям,
происходящим в Республике, развивать чувство гордости за
достижения в спорте, науки, и искусства, служения и верности интересам родного края;
-включать детей, при поддержке взрослых, в социальные акции, в волонтерские
мероприятия в детском саду и в населенном пункте;
-формировать представления о труде, как ценности общества, о разнообразии и
взаимосвязи видов труда и профессий;
-воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых,
оказанию посильной помощи.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Решение задач воспитания на приобщение детей к ценностям: «Человек», «Семья»,
«Познание», «Родина», «Природа».
Ранний возраст (2-3года)
Развивать первоначальные представления о себе и близких людях,
эмоционально - положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего
окружения о деятельности взрослых;
-расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок,
эмоционально откликается на праздничное убранство дома и ДОО;
-развивать способность наблюдать за явлениями родной природы, воспитывать
бережное отношение к животным и растениям.
Младшая группа
Конкретизировать представления детей о населенном пункте, его названии,
достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в
праздниках;
-Обогащать представления ребенка о себе окружающих людях, эмоциональноположительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам;
-расширять представления о многообразия и особенностях животных в наблюдении за
явлениями природы, воспитывать бережное отношение к
животным и растениям.
Средняя группа
Развивать представления детей о своей малой родине населенном пункте, в котором
живут, его достопримечательности, поддерживать интерес к стране: знакомить с
традициями, народными праздниками, эмоционально откликаться на участие в них;
-воспитывать эмоционально - положительное отношение ко всем живым существам,
желание их беречь и заботиться;
-продолжать развивать представления детей о труде взрослого.
Старшая группа
Развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего
окружения в познавательной деятельности;
-развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в
его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
-продолжать воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание
их беречь и заботится.
Подготовительная группа
Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательноисследовательской деятельности;
-расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и
Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной республики, ее
традициям и праздникам, воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним;
-расширять и уточнять представление детей о способах взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности, соблюдая традиции;
Образовательная область «Речевое развитие»
Ценности: «Культура», «Красота»
Ранний возраст (2-3 года)
Обогащать словарь детей существительными, глаголами и прилагательными,
формировать умения использовать данные слова в осетинском языке;
-упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков,
звукоподражаний, отдельных слов;
-продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы,
рассказывать об окружающем в 2-3 предложениях;
-побуждать договаривать и произносить четверостишья, стихи, песенки, отвечать на
вопросы по содержанию прочитанных произведений, рассматривать книги и
иллюстрации.
Младшая группа
Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего
окружения;
подводить детей к ответам на вопросы литературных произведений,
побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок;
-формировать умение произносить потешки, стихи, повторять за педагогом знакомые
строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр.
Средняя группа
Закреплять правильное произношение гласных, согласных звуков;
-продолжать совершенствовать диалогическую речь;
-воспитывать культуру общения, приветствовать родных, знакомых и друзей;
-развивать интерес к художественной литературе;
-Обогащать опыт восприятия жанров осетинского фольклора;
-воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателей и
иллюстраторов республики.
Старшая группа
Речевое развитие детей с учетом национально-регионального компонента включает:
обучение детей осетинскому языку в объеме соответственно возрасту. Вводить в словарь
детей существительные, обозначающие профессии, упражнять детей в умении подбирать
слова со сходными значениями и противоположными значениями;
-закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, отрабатывать
интонационную выразительность речи;
-продолжать формировать у детей умения использование речевого этикета, формировать
культуру общения;
-обогащать опыт восприятия жанров осетинского фольклора и художественной
литературы;
-формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых
особенностях произведений: поговорки, загадки, считалки, скороговорки, народные
сказки, эпос о нартах, героические песни, предания.
– воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей
произведениями осетинских писателей и поэтов.
Подготовительная группа
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки
с
родного языка;
-формировать отношения детей к книге, как эстетическому объекту, поддерживать
положительные эмоциональные проявления детей (радость,
удовольствие при слушании произведения);
- формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях
жанров литературы: нартские сказания, сказки, колыбельные, басни, пословицы,
поговорки;
-поддерживать избирательные интересы детей к произведениям народного жанра и
тематики.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Ценности: «Культура», «Красота»
Ранний возраст (2-3 года)
Развивать у детей художественное восприятие в процессе ознакомления с
произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой, отзывчивость на
доступное понимание произведений при слушании народной музыки, в процессе
рассматривания и восприятии красоты иллюстрации, рисунков, изделий декоративно прикладного искусства;
-познакомить детей с народными игрушками;
-создавать условия для систематического просмотра театрализованных
выступлений, привлекать к посильному участию в представлениях.
2 младшая группа
Формировать понимание красоты произведений искусств, потребность общения с
искусством;
-формировать патриотическое чувство и отношение сопричастности к природе родного
края, к семье в процессе музыкальной, театрализованной изобразительной деятельности;
-знакомить детей с элементарными средствами выразительности в разных видах
народного искусства;
-приобщать к участию в концертах, праздниках в семье и ДОО исполнение
танца, песни, чтение стихов.
Средняя группа
Развивать у детей интерес к искусству как виду творческой
деятельности человека;
-формировать у детей интерес к детским выставкам, спектаклям, желание посещать
театр, музей, приобщать к лучшим образцам искусства Осетии;
-воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну в процессе ознакомления с
различными видами искусства;
-продолжать формировать у детей умения создавать коллективные
произведения в лепке, рисовании, аппликации;
-развивать музыкальность детей;
-приобщать к праздничной культуре, чувство причастности к осетинским народным
праздникам.
Старшая группа
Развивать эмоциональный
отклик на проявление красоты в окружении,
произведениях искусства и собственных творческих работах, способствовать освоению
эстетических оценок, суждений;
-формировать духовно- нравственные качества, в процессе ознакомления с различными
видами искусства духовно-нравственного направления;
-расширять представления детей о народном искусстве, музыкальном фольклоре,
художественных промыслах, развивать интерес к участию в фольклорных праздниках;
-поддерживать личностные проявления детей в процессе освоения искусства и
собственной творческой деятельности, самостоятельность, инициативность,
индивидуальность творчество;
-продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством,
расширять представления о народных промыслах.
Подготовительная группа
Воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну в процессе
ознакомления с разными видами искусства;
-формировать чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с
различными произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственнопатриотического содержания;
-формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к
культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с различными
видами и жанрами искусства;
-воспитывать гражданско-патриатические чувства через изучение Государственных
гимнов республики Алании;
-приобщать детей к народной музыкальной культуре, обучать игре на народных
инструментах;
-воспитывать уважительное отношение к своей стране в ходе предпраздничной
подготовки;
-поощрять желание детей посещать дополнительные кружки: танцевальный, хор,
изостудия, и т.д.
Образовательная область «Физическое развитие»
Ценности: «Жизнь», «Здоровье
Ранний возраст (2-3 года)
Формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических
упражнений, совместным двигательным действиям;
-укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурногигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщения к здоровому образу
жизни.
Младшая группа
Формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой
и активному отдыху, воспитывать самостоятельность;
-закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни;
-обогащать двигательную активность детей с использованием народных подвижных и
хороводных игр.
Средняя группа
Обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению
утренней гимнастики, подвижных игр, музыкально ритмические упражнения;
-воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать
правила в подвижных играх, проявлять самостоятельность;
-формировать первичные представления об отдельных видах спорта.
Старшая группа
Развивать умения осознанно, технично, точно выполнять элементы спортивных игр,
элементарные туристские навыки;
-воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в народных
подвижных и спортивных играх;
-продолжать развивать интерес к разным видам спорта и достижениям спортсменовземляков.
Подготовительная группа
Воспитывать патриотизм, нравственно-волевые качества и гражданскую
идентичность в двигательной деятельности и в различных формах активности;
-воспитывать бережное, заботливое отношение к своему здоровью и человеческой
жизни, оказывать помощь и поддержку другим людям;
-поощрять соблюдение правила безопасного поведения при проведении туристских
прогулок и экскурсий.
2.4. Формы, методы, способы и средства реализации региональной программы
Организованная образовательная деятельность реализуется через различные виды
детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной)
или их интеграцию, выбор которых осуществляется педагогом. Воспитатель
предусматривает не только формы организации образовательной деятельности, способы,
методы и средства реализации образовательных задач, но и определяет наиболее
эффективную модель обучения.
1. Модель – учебно-дисциплинарная предусматривает организованную
образовательную деятельность (ООД), содержание, которого реализуется в
непосредственно деятельности с детьми.
Воспитатели групп должны систематически закреплять материалы
образовательного, языкового, воспитательного образования, опираясь на разнообразие
задач и интеграцию детских видов активности.
2. Модель - развивающая предусматривает обучение детей осетинскому языку в
условиях непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.
Весь процесс постижения второго языка выстраивается в совместной деятельности, в
котором удовлетворяется потребность ребенка в общении.
Специально организованная учебная речевая ситуация предполагает создание
отдельной комнаты, в которой будут созданы условия для речевого развития. Она может
быть оснащена мультимедийным оборудованием, яркими наглядными пособиями,
дидактическими аудио-видео материалами. Такое помещение можно оснастить
государственной символикой России и Осетии, фотографиями с изображением столиц
России и Осетии, главных достопримечательностей родного города и села, красочными
альбомами осетинского и русского декоративно-прикладного искусства, развивающими
играми, различными детскими рисунками, проектами, игрушками-персонажами
осетинских сказок, детской художественной литературой, предметами для организации
сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Образовательную деятельность в ходе режимных моментов воспитатель выстраивает
таким образом, чтобы в естественных ситуациях общения закрепить материал,
пройденный в рамках организованной образовательной деятельности.
В течение дня необходимо так выстроить общение с ребенком, чтобы он смог вступить в
диалог, ответить на вопросы, задать их, выполнить поручение по ходу совместной
деятельности, то есть осмысленно осуществлять речевые действия.
3. Модель – личностно-ориентированная реализуется в условиях совместной
партнерской деятельности взрослых и детей в течение дня.
Прежде всего, следует обеспечить комфортное нахождение ребенка в группе, где он не
должен страдать от того, что не всѐ понимает. В детском саду, где есть двуязычные дети,
каждый взрослый (родитель, воспитатель, младший воспитатель) является педагогом по
развитию речи. Они используют возникающие ситуации, чтобы познакомить ребенка с
типовыми фразами, употребляемыми в тех или иных обстоятельствах.
Воспитателю следует постоянно называть предметы, находящиеся в окружении ребенка,
использовать иллюстрированные картотеки, время от времени брать в руки игрушкуперсонаж и разговаривать с ней (меняя голос по роли), давая образец коммуникативных
высказываний.
Ребенок нуждается в ярких картинках с достаточно крупными изображениями. Поэтому
полезно развешивать большие тематические плакаты, предполагающие называние
предметов и их свойств.
За педагогом остается право выбора одной из моделей обучения или их
комбинирования, а также создание других вариативных моделей.
Формы работы с детьми:
- беседы, тематические прогулки, экскурсии, наблюдения;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов,
открыток;
- выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
- дидактические, подвижные, словесные игры;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- развлечения, фольклорные праздники;
- заучивание считалок, прибауток, потешек, стихов, народных песен;
- использование народных игр, в том числе хороводов;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание книг, альбомов, просмотр слайдов и видеофильмов об Осетии.
Одна из форм работы с детьми – творческие мастерские.
Цель: приобщение к народным промыслам республики через продуктивные виды
деятельности. Работа в творческих мастерских ведѐтся как в совместной, так и в
самостоятельной деятельности.
Значимой частью работы творческих мастерских является кружковая деятельность по
лепке из глины.
«Гончарная мастерская»: это знакомство с историей создания игрушки, керамики,
изделия из глины, украшенные различными способами, создание декоративных
украшений, скульптуры.
«Бисероплетение»: знакомство с историей бисероплетения, различными видами бисера,
материалами для работы, с техниками бисероплетения и безопасности при выполнении
работ из бисера.
«Декоративная роспись»: знакомство с осетинским орнаментом с одним из самых
древних видов народных промыслов народа, использование мотивов осетинского
орнамента. Результаты продуктивной деятельности оформляются в форме тематических
выставок.
«Ниткография»: украшения цветными нитками осетинского костюма, кукольной
скатерти и постельного белья и т.д.
Проектная деятельность.
Цель: развитие поисковой активности, развитие инициативы, побуждение к
творческому выполнению заданий, проявлению своих чувств.
Деятельность по реализации проектов через организацию совместной партнерской
деятельности взрослого с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности
детей, организацию взаимодействия с семьями воспитанников. Темы мини-проектов
связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о
родной Республике.
1. «Я и моя семья» - способствует воспитанию гуманного отношения к членам семьи, их
занятиям, формирование представлений о семейных ценностях и традициях.
2. «Наш город - Дзæуджыхъæу» тема направлена на ознакомление детей с родным
городом, его прошлым и настоящим, его достопримечательностями, трудовой
деятельностью людей, живущих в городе.
3. «Наша Родина – республика Северная Осетия-Алания»
4. «Художественные ремесла Осетии»
5. «Традиции и праздники народов Алании»
6. «Осетия – спортивная»
7. «Защитники Отечества» и т.д.
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать
ряду требований: хорошая освещенность в дневное и вечернее время, целесообразность
размещения экспонатов, безопасность, доступность, эстетичность, научность и
достоверность представленного материала.
Организация этнокультурного центра в возрастных группах, позволяет
повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями
родного края. Работая в центре, дошкольники применяют на практике знания, которые
они получили при посещении музеев, во время экскурсий с родителями по городу. Работа
с детьми по ознакомлению с родным краем ведѐтся и в книжном уголке, где выставляются
книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы
современного города и исторические фотографии).
При создании предметно-пространственной среды необходимо обеспечить возможность
реализации разных видов детской активности с учетом компонентов:
- культуры еды, приготовления пищи;
- культуры воспитания, речевой культуры, как на осетинском, так и на русском языке;
- семейные традиции, праздники:
- двигательной, включая формы активности с учетом традиций: народные подвижные,
хороводные, спортивные состязания «Зилахар» и т.д.);
- игровая культура: пособия для сюжетно-ролевых игр куклы с национальной одеждой,
обувь, костюмы, посуда, рабочие инструменты;
- познавательно-исследовательской: центры, оснащенные оборудованием и
информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов
познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок природы,
огород на подоконнике, для исследования и познания ремесленных культур осетинского
народа: вязание, чеканка, работа с глиной, природы родного края, памятников культуры;
- центр художественно-изобразительной культуры: живопись, хореография
музыкальная литература, народного фольклора, изобразительного творчества, включая
декоративно-прикладное искусство, конструирование, музыкальное творчество
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений русских и осетинских
композиторов, пение русских и осетинских песен, исполнение русских и осетинских
танцев, игра на народных музыкальных инструментах).
Предметно-пространственная среда этнокультурного центра (мини-музей) включает в
себя следующие разделы:
- «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и
составить семейное древо; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
- «Город мой - Владикавказ», в котором дети могут заниматься разными видами
деятельности – смотреть книги о городе современном и старинном, решать
познавательные задачи о городе, путешествовать по районам города (карта города);
- «Природа нашего края», где собраны гербарии, макеты природных зон, растения и
животные; здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и
материалов и утверждаются в своих предположениях;
- «Хочу все знать» — зона детской художественной литературы, иллюстраций и книг о
Владикавказе, Москве, Южной Осетии, Кабардино-Балкарии и других соседних регионах;
- «Игралочка»: настольно-печатные игры по теме «Укрась орнаментом», картотеки
пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешки, подборка произведений и стихов
местных авторов с иллюстрациями;
-«Народные игрушки»: предметы и игрушки: куклы, глиняные персонажи людей,
животных;
- «Музыкальные инструменты»: образцы музыкальных инструментов гармонь, арфа,
далафандыр, балалайка, барабан и т.д.;
-«Наши герои»: наглядный и демонстрационный материал, медали и макеты военной
техники, изготовленные родителями и их воспитанниками;
- «Ремесла»: материал для ознакомления с деятельностью народных умельцев, образцы
народного творчества, расписная орнаментом посуда, вышитые салфетки, элементы
народного костюма
В детском саду среда организуется как «социокультурная практика», при этом
средствами организации среды выступают элементы народной педагогики: мини-музеи,
уголки народного творчества, краеведческий уголок.
Среда мини-музея в дошкольном образовательном учреждении предназначается для
активной, творческой деятельности детей по таким направлениям, как поисковая, научноисследовательская, экспозиционная, культурно-образовательная.
Художественные средства - фотографии, фотоальбомы, художественная литература,
видеоматериалы о городе, республике, природе родного края.
Социально - средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции,
обряды).
Отличие краеведческого мини-музея дошкольного учреждения от настоящего музея
заключается в следующем: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в краеведческом
мини-музее учреждения не только можно, но и нужно! Музей дошкольного
образовательного учреждения можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь
пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он
сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Музей — результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей.
В работе с участниками образовательного процесса используются разные формы
работы:
С родителями: создание мини-музея, проведение конкурсной работы среди родителей
воспитанников, выставки семейных поделок, оформление альбомов «Моя семья», «Как
мы проводим выходные», «Мы за здоровый образ жизни». Устраивать традиционные
национальные праздники с участием родителей, совместные экскурсии в музеи города,
посещение спортивных мероприятий.
С педагогами: проведение конкурсов среди педагогов ДОУ «Лучший этнокультурный
центр в группе», «Национальные игры», «Конкурс лэтбуков», стенгазет «Мама на
работе!», «Мой папа самый лучший!».
Организация семинаров, мастер-классов по организации народных игр с детьми,
изготовление демонстрационных материалов, изготовление дидактических игр для детей.
С детьми: проведение конкурсных работ «Мы рисуем мир!», «Конкурс чтецов»,
поделок, альбомы – эстафеты «Моя семья», «Как мы проводим выходные». Проектная
деятельность, опытно-исследовательская работа, наблюдения детей в природе, трудовая
деятельность на участке детского сада,художественное творчество детей, сюжетноролевые игры национально - регионального содержания «Путешествие на галзарме», «Мы
пришли в музей».
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников по реализации Программы.
Основная цель сотрудничества: обеспечение единства подходов к воспитанию и
обучению детей в условиях ДОО и семьи, повышение воспитательного потенциала,
возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный
процесс.
Задачи сотрудничества:
-построение взаимодействия в форме сотрудничества и установление партнерских
отношений для решения образовательных и воспитательных задач;
-создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки и сотрудничества,
приобщать родителей к участию в жизни ДОО;
-оказание помощи семьям воспитанников в воспитании и обучения детей;
-вовлечение родителей в образовательный процесс;
-изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно
придерживаться следующих принципов:
-единый подход к процессу воспитания ребѐнка;
-открытость дошкольного учреждения для родителей;
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье;
-равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с детьми и родителями осуществляется через:
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
-расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного
учреждения;
-пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
-создание условий для творческой самореализации детей и родителей;
-информационно – педагогические материалы, выставки работ детского творчества,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения,
знакомство с воспитательной, развивающей средой;
-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребѐнка,
стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-уважительное взаимное отношение семьи и образовательного учреждения.
-ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских
собраниях;
-ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на
полилингвальное воспитание и образование ребенка;
-участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы
родительского комитета.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- день открытых дверей;
- организация работы детско-родительского клуба
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
- анкетирование и тестирование родителей;
- индивидуальные консультации специалистов родного языка;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии по городу (селе) на природу в лес, в горы;
- совместные с родителями праздники, спектакли на родном языке.
Ключевой принцип взаимодействия – приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии
ребенка.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровое обеспечение.
Реализацию региональной программы в ДОО обеспечивают под руководством
заведующей и старшего воспитателя: воспитатели группы, воспитатель осетинского
языка, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Воспитатель:
- организация образовательной деятельности в условиях двуязычия;
- создание в группе условий для приобщения детей к базовым ценностям осетинского
народа, патриотического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядноиллюстративных материалов;
- выполнение отдельных проектов;
- организация пространства в помещении детского сада: групповые национальные уголки;
- построение краеведо-туристической работы по сезонным циклам;
- работа с родителями.
Воспитатель осетинского языка:
-организация образовательной деятельности по обучению детей осетинскому языку в
форме организованной деятельности и режимных мероприятиях;
-создание в кабинете фонда методических, наглядно-иллюстративных, информационнопедагогических материалов;
-работа с родителями
музыкальный руководитель:
- Разучивание песен и танцев, усиливающих эмоциональное восприятие родного края и
родного языка;
- Организация проведения праздников, досугов;
- работа с родителями;
- подбор музыкальных произведений (слушание осетинской музыки, песни о родном крае,
авторские музыкальные произведения и т.д.).
руководитель физического воспитания:
- физкультурные национальные досуги;
- проведение национальных подвижных игр, организация туристических походов, пеших
прогулок.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может
предусматривать совместную деятельность педагогов, и воспитанников, использованию в
воспитательном процессе :
- знаки и символы республики, населенного пункта и ДОО;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОО;
- компоненты среды, отражающие экологичность, природу и безопасность;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребѐнку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий;
- компоненты среды, обеспечивающие ребѐнку возможность посильного труда, а также
отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребѐнку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребѐнку возможность погружения в культуру
республики, знакомства с особенностями традиций осетин.
Вся среда ДОО
должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и
игрушек для среды необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и
территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора
разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из
особенностей реализации региональной программы.
При проектировании РППС ДОО нужно учитывать:
- местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природноклиматические условия, в которых находится ДОО;
- возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание
образования;
- задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
- возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их
семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и
других участников образовательной деятельности).
С учѐтом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных
организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
- требованиям ФГОС ДО;
- образовательной программе ДОО;
-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- возрастным особенностям детей;
- воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;
- требованиям безопасности и надежности.
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности,
в которых организуется образовательная деятельность.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры
с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы,
цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных
играх со сверстниками под руководством взрослого
. 4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла
музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков
продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных
средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов,
рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности
с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков
самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается
следующий комплекс из l2 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности;
2. Центр безопасности;
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетноролевых детских игр,
предметы-заместители;
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала
и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин,
демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей;
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и
развивающие игрушки;
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование,
демонстрационные материалы и дидактические пособия;
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение
кругозора детей и их знаний об окружающем мире;
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для
детей;
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать
музыкальную и театрализованную деятельность детей;
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения
воспитанников;
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности
воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ;
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности
детей.
РППС в центрах активности может включать, в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, следующие разделы:
«Книга – лучший друг» это раздел центра детской художественной литературы,
иллюстраций и книги об Осетии, России и о соседних регионах, книги и альбомы
познавательного характера по знакомству с малой Родиной, художественная литература о
республике, о ВОВ, творчество местных писателей и поэтов, подбор журналов и газет о
родном городе, книжки-самоделки и лэпбуки сделанные совместно с родителями.
«Природа нашего края», где собраны коллекции, гербарии, макеты природных зон,
виды гор, растения и животные; здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают
свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
«Хочу все знать» «Красная книга Осетии»,
«Игралочка»: настольно-печатные игры по теме краеведения, картотеки на тему
«Игры разных народов», «Загадки народов РФ», «Пословицы, поговорки», подборка
произведений и стихов местных авторов;
«Национальный сундучок»: «Шкатулка осетинских слов», картотека народных игр,
материал для игр и ознакомления с орнаментом, национальной одеждой, бытом.
«Народные игрушки»: предметы и игрушки старины, игрушки-самоделки;
«Музыкальная палитра»: образцы осетинских музыкальных инструментов, портреты
композиторов, артистов;
«Наши герои»: наглядный и демонстрационный материал, медали и макеты военной
техники, изготовленные родителями и их воспитанниками:
-стенгазеты тематические «Вспомним их поименно», «Освобождение Кавказа»
«Легендарные личности», «Труд людей родной земли»;
«Мастерская»: материал для ознакомления с деятельностью народных умельцев,
образцы народного творчества, расписная посуда, вышитые салфетки, элементы
народного костюма;
«Осетия спортивная» - материал по знакомству со спортивными достижениями наших
земляков (борцы, футболисты, штангисты, фехтовальщицы, гимнастки и т.д.) с
последними спортивными событиями.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного
процесса и включать необходимые для реализации содержания каждого из направлений
развития и образования детей (согласно ФГОС ДО).
Ценности истории и культуры родного края дети могут познавать в «Мини-музее», или
«Осетинская сакля» цель которого - повысить качество работы в области ознакомления с
историей, традициями и культурой родного края. Специально организованные
помещения в детском саду должны соответствовать ряду требований: хорошая
освещенность в дневное и вечернее время, целесообразность размещения экспонатов‖,
доступность, эстетичность, научность и достоверность представленного материала по
знакомству детей:
-с историей родной Республик
-с укладом жизни осетин;
-с особенностями взаимоотношений в осетинской семье;
-обычаями и традицией родного края;
-с бытом осетин в старину, предметами осетинского быта, их назначением;
-с осетинской кухней;
-с убранством комнаты для гостей;
-с народными инструментами, с их звучанием, историей их возникновения;
-с развлечениями и играми осетин - с осетинским фольклором, разнообразием его жанров;
-организовать сюжетно-ролевые игры.
Например, в этнокультурном уголке младшей группы:
1. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
2. Материал о родном городе/селе (3-4 иллюстрации).
3. Художественная литература на осетинском языке, (содержание
соответствует возрастным особенностям детей).
4. Иллюстрации к произведениям осетинских писателей, осетинским
народным сказкам и нартовским сказаниям.
5. Портрет К.Л. Хетагурова.
Средняя группа
1. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
2. Материал о родном городе/селе (6-7 иллюстрации).
3.Информационный и наглядный материал о Республике Северная
Осетия-Алания (города и села, животный и растительный мир).
4. Информационный материал о быте и жизни осетин.
5. Художественная литература на осетинском языке (содержание
соответствует возрастным особенностям детей).
6. Иллюстрации к произведениям осетинских писателей, осетинским
народным сказкам и нартовским сказаниям.
7. Портреты осетинских детских писателей.
Старшая группа
1. Символика Республики Северная Осетия-Алания (герб, флаг, гимн).
Информационный и фотоматериал.
2. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
3. Информационный и наглядный материал о родном городе/селе
(альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
4. Информационный и фотоматериал о столице г. Владикавказ.
5. Информационный и наглядный материал о Республике Северная
Осетия-Алания (города и села, животный и растительный мир).
6. Информационный материал о быте и жизни осетин.
7. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские
народные сказки и нартовские сказания.
Подготовительная группа
1. Символика Республики Северная Осетия-Алания (герб, флаг, гимн).
Информационный и фотоматериал.
2. Портрет Главы Республики Северная Осетия-Алания.
3. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
4. Информационный и наглядный материал о родном городе/селе
(альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
5. Информационный и наглядный материал о г. Владикавказ.
6. Информационный и наглядный материал о Северной Осетии
(достопримечательности, животный и растительный мир).
7. Информационный материал о быте и жизни осетин.
8. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские
народные сказки и нартовские сказания.
9. Материал о композиторах, художниках
3.3. Материально - техническое обеспечение региональной Программы
Организация должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
1.Возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
региональной Программы.
2.Выполнение Организацией требований санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
В зависимости от возможностей, Организация может создать условия для
материально-технического оснащения дополнительных помещений:
детских библиотек и видеотек, компьютерно-игровых комплексов, дизайн-студий, и
театральных студий, изостудий мини-музеи, осетинская студия для организации сюжетноролевых игр, экологических троп на территории Организации, позволяющих расширить
образовательное пространство и знакомство с историей родного края.
Организация должна быть оснащена полным набором оборудования для различных
видов детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными
площадками, озелененной территорией, мебель, техническое оборудование, спортивный и
хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального
творчества, музыкальные инструменты.